Главная » Статьи » Образовательные программы изостудии » Фрагменты текстов ОП

И.И.Волобуева «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» 2ч.

Сроки реализации программы

         Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей и составляет полный объем учебных часов – 576.

Объем учебных часов I год обучения (младшая группа)  144 часа

Объем учебных часов II год обучения (средняя группа) 216 часов

Объем учебных часов III год обучения (старшая группа)          216 часов

Возраст  обучающихся         I года обучения                               7 – 9 лет

Возраст  обучающихся         II года обучения                             8 – 10 лет           

Возраст  обучающихся         III года обучения                                     9 – 11 лет  

Количество обучающихся в группе       I года обучения           10 – 12 детей

Количество обучающихся в группе       II года обучения                    10  детей                     

Количество обучающихся в группе       III года обучения                   8 - 10  детей

 

Формы и режим занятий

         Для реализации программы планируются следующие формы занятий:

Вводное занятие -  педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, с организацией обучения и с предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1 года обучения).

Ознакомительное занятие - педагог знакомит детей с новыми методами работы в разных техниках с различными материалами (обучающиеся получают теоретические знания).

Занятие с натуры - дает возможность изучать азы рисунка и живописи используя натуру.

Тематическое занятиедетям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Оно развивает творческое воображение ребенка.

Занятие по памяти - проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры. Оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память.

Занятие-импровизацияобучающиеся на этом занятии получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Такие занятия очень любят дети. Они пробуждают фантазию ребенка и раскрепощают его.

Занятие проверочное - (по повторению) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие - строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей

Занятие-экскурсия - педагог с детьми выходит в музей, на выставки

Комбинированное занятие может проводиться для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, отбора и подготовки их к отчетным выставкам.

Структура занятия по программе

 

«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

 

 

         Структура занятий строится от теории к практике. Практическим занятиям предшествует теоретическое объяснение. Например, перед работой над пейзажем объясняются законы линейной и воздушной перспективы, перед изображением светлоты – правила штриховки, тушевки, заливки и отмывки.

         Наиболее целесообразно следующее построение учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, цели и задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения.

         Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда.

         При этом педагог использует просмотры дидактических материалов, методических таблиц и пособий. Это создает благоприятную почву для познавательного интереса обучающихся и для творческого настроения.

         После теории педагог переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения  с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует как работать  с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом педагог использует для показа учебную доску или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определенным заданием.

         Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до композиции.

         В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

         В результате успешной реализации программы будет достигнут определенный уровень овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут уметь обращаться с художественными материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства.

К концу 1 года обучения ребенок должен

уметь:

·        организовывать свое рабочее место;

·        работать самостоятельно;

·        смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

·        правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

·        грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;

·        работать в коллективе;

знать:

·        основные и дополнительные цвета;

·        что такое симметрия;

·        сведения о цветовой гамме красок (теплые, холодные цвета)

·        контрасты форм;

·        свойства графических материалов;

·        азы воздушной перспективы (дальше, ближе)

·        основные приемы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги).

К концу 2 года обучения ребенок должен

уметь:

·        выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

·        соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

·        работать  с натуры;

·        работать в определенной гамме;

·        доводить работу от эскиза до композиции;

·        использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

·        работать с бумагой в технике объемной пластики;

знать:

·        основные жанры изобразительного искусства;

·        азы композиции (статика, движение);

·        виды изобразительного искусства;

·        народные промыслы (Хохлома, Гжель, Дымка, Филимоново, Жостов);

·        пропорции фигуры человека.

К концу 3 года обучения ребенок должен

уметь:

·        работать в различных жанрах;

·        выделять главное в композиции;

·        критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

·        передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

·        сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

·        строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

знать:

·        основы линейной перспективы;

·        основные законы композиции;

·        пропорции головы человека;

·        основы цветоведения;

·        свойства различных художественных материалов.

 

Формы подведения итогов реализации программы

         Способы проверки ожидаемых результатов могут быть разные:

·        текущие (проводятся проверочные занятия с целью сделать акцент на ошибках и удачах в работах детей)

·        промежуточные (проводятся для проверки освоения детьми программы за полугодие)

·        итоговые (проводятся в конце учебного года для определения уровня знаний и умений по освоению учебной программы).

Система контроля и оценка полученных знаний выявляется в форме тестирования (устного фронтального опроса по отдельным темам пройденного материала), в отчетных просмотрах законченных работ и в участии в городских выставках – конкурсах различных уровней.

         Оценка происходит по 10-балльной  системе педагогом и приглашенными экспертами (ведущими педагогами студии). Критерии оценки обучающихся состоят из знаний теоретического материала, овладения приемами работы различными художественными материалами, умения анализировать и решать творческие задачи. Дополнительным показателем результативности обучения может служить активный интерес обучающихся к занятиям и хорошая стабильная посещаемость.

Категория: Фрагменты текстов ОП | Добавил: isostudia (10.02.2009)
Просмотров: 3521 | Теги: запись в кружки | Рейтинг: 0.0/0